Капоэйра в Краснодаре. Часть 1

Забавный разговор вышел накануне в интернете, где нашего инструктора по Капоэйре (Muad Dib) расспросила девушка (Humo) – Что же такое Капоэйра в его понимании?
Humo
Муад Диб, как я поняла, ты занимаешься не только капоэйрой, но еще и
айкибудо. Не трудно совмещать? Точнее насколько они отличаются?
Humo
Я понимаю, что сильно отличается, но не думаю что
очень легко совмещать его с капоэйрой, т.к. там действительно разный
настрой...
Почему тогда айкибудошек привлекла капоэйра?
Muad Dib
Попробую обрисовать ситуацию: айкибудо - один из
стилей айкидо, и его основной принцип заключается в правильном моменте
реагирования на движение противника, на его импульс, который берется в
качестве отправной точки для выполнения какого-то технического действия.
Принцип, лежащий в основе капоэйры, весьма сходен: там ты тоже
выстраиваешь свой рисунок движений, исходя из движений противника, так же
реагируешь на его импульс. Идеальным состоянием системы "я - противник" и
в айкибудо, и в капоэйре является такое ее состояние, когда она
описывается уже как "я - партнер". В айкибудо такое состояние выражается
термином "айки", что переводится приблизительно как "гармоничная энергия",
в капоэйре это "аше", которое преводится просто как "энергия". Далее.
Айкибудо с его строгим этикетом, массой условно-ритуальных моментов
требует от практикующего предельной серьезности, сосредоточенности,
дисциплинированности и собранности. Капоэйра же делает основной акцент на
раскованность, свободу движения, отказ от догм, легкость и нешаблонность
восприятия. Для простоты обзовем концепцию айкибудо "серьезностью", а
концепцию капоэйры "веселостью". Так вот, эти два противоположных момента,
по сути дела, дополняют друг друга, как Инь и Янь. "Серьезность", не
наполненная "веселостью", ведет к скованности, зажатости, неспособности
легко "соскальзывать", то есть переходить от одной техники к другой, если
вдруг что-то пошло не так. "Веселость", не оформленная "серьезностью",
легко превращается в несобранность, расхлябанность и приводит к
неспособности контролировать себя, а как следствие - и оппонента. Что же
получается? Беру капоэйристскую "веселость", добавляю момент легкости,
игры в рандори (свободную технику) айкибудо, отпускаю себя, сохраняя
точность при выполнении техник - и в результате не возникает вопросов, как
лучше войти в движение и что делать, если техника вдруг не пошла. Входы
получаются сами собой, техники выходят легкими, "скользящими". Или же беру
айкибудошную "серьезность", добавляю момент собранности, четкости в жога
 (игра-поединок) капоэйры, сохраняя вариативность и свободу движений - и в
результате не теряю контроля над собой и партнером, удачно "вписываюсь" в
его движения, не получая ударов и вовремя останавливая (если необходимо)
свои.
Поначалу, конечно, было сложно совмещать айкибудо с капоэйрой, выглядело
это чем-то наподобие локальной микрошизофрении, эдакий тумблер в голове:
щелк - и я серьезный и собранный самурай, щелк - и я веселый и раскованный
капоэйрист. Но со временем пришло понимание, что в обоих искусствах должны
присутствовать оба аспекта, и то, что каждое из них делает акцент на
каком-то одном из этих аспектов, выделяет его, содержа второй в скрытой,
неявной форме, лишь облегчает постижение каждого из этих аспектов. Таким
образом, айкибудо и капоэйра органично дополняют друг друга.
Humo
Муад Диб, спасибо большое! Все достаточно четко
разложено по полочкам!
А что для тебя "ближе", скажем так?
Хороший термин, мне понравился - "локальная микрошизофрения" :))
Не мешала ли в начале обучения серьезность в капоэйре, а веселость в
айкибудо?
Если можно, оцени своих занимающихся?
Muad Dib
Что ближе? Ну, если будет поставлен вопрос -
выбрать четко и неоднозначно что-либо одно, айкибудо или капоэйру... пошлю
в пень поставившего. Не мыслю себя ни без одного, ни без другого. Мне
более свойственны спокойствие и сосредоточенность, самоуглубленность, что
не мешает, тем не менее, с удовольствием "играть на публику", получать
удовольствие от внимания возможных зрителей.
В начале обучения скорее мешала серьезность в капоэйре, ибо она
проявлялась именно как зажатость, скованность (в частности, я достаточно
долго воевал с привычкой слишком сильно поднимать и напрягать плечи).
Веселость в айкибудо я стал привносить уже тогда, когда понял момент
взаимодополнительности, поэтому там проблем не возникало.
Насчет оценки занимающихся - затрудняюсь что-либо сказать... Оценить в
каком плане - техническом, психологическом, каком-то еще? Ну, кое-что
сказать все же могу: в большинстве своем это люди по-настоящему
увлеченные, по-хорошему "больные" тем, что делают. В какой-то мере, мне
думается, в этом проявляется специфика того искусства, которым мы
занимаемся. Капоэйра очень экстравертна, здесь не принято скрывать или
подавлять свои эмоции, и эта атмосфера легкости, открытости и общения,
когда в нее попадаешь, мягко, исподволь, но все же достаточно быстро
захватывает тебя, пронизывает все твое существо. На самом деле это
нормально для человека - легко и свободно общаться с себе подобными,
узнавать что-то новое, примерять на себя чей-то еще взгляд на мир, просто
мы об этом как-то забыли. Капоэйрой нельзя заниматься по вторникам,
четвергам и субботам, просто для здоровья, из нее никогда не получится
фитнесса - ты или капоэйрист, или нет, и если ты капоэйрист, то это
подразумевает соответствующий образ жизни. Я помню, какими они приходили -
настороженные, принюхивающиеся, "просто посижу-погляжу, и если что -
свалю", и какими они становились уже через 3 месяца - капоэйристами до
мозга костей (не по технике, конечно, о сколь-нибудь заметном овладении
техникой можно говорить, дай Бог, если через год), капоэйристами по духу -
уже друг другу все свои, неважно, чем ты занимаешься по жизни - все равно
ты один из нас.
Humo
Получается так, что раньше ты бы спросившего к пню
не отправил, а выбрал айкибудо, сейчас же - это почти одно целое...
Трудно достаточно это представить, вещи почти что противоположные.
Если капоэйра направлена на более открытых людей, не трудно ли будет
интровертам? Такие люди замкнуты в себе и боятся показывать свои чувства и
эмоции...
Думаю, что есть ребята, которые ходили, но по каким-то причинам перестали
заниматься. Не спрашивал ли их, какое у них отношение к капоэйре,
изменилось ли, и в какую сторону?
 
Измаильский клуб
шотокан карате-до