Дзю-дзюцу

Дзю-дзюцу, в отличие от своих прямых наследников, дзюдо и самбо, все еще умудряется сочетать в себе спортивное единоборство и боевое искусство. Хотя многие школы и федерации скатываются в ту или иную крайность.

В международном дзю-дзюцу (Ju-jitsu International Federation) связь между боевым и спортивным направлениями пытаются поддерживать, устраивая соревнования по парным ката, или так называемым "дуо" (условным боевым упражнениям) и кумитэ, или "файтингу" - спортивным поединкам. К сожалению, правила проведения того и другого далеки от идеала. Что касается правил кумитэ,  удачным вариантом представляется иригуми-го, турниры по которому проводит Федерация Дзю-дзюцу и

Кобудо России в сотрудничестве с другими национальными и международными организациями в СНГ и дальнем зарубежье.

  В Москве такие турниры проходят два раза в год на международном уровне, не считая соревнований более мелкого масштаба. Опасаясь болезни "первого блина", на первом международном турнире запрещали удары в голову в захвате, но затем убрали и это ограничение. Надо заметить, что техника и тактика иригуми-го заметно отличаются от международного варианта спортивного дзю-дзюцу, где вообще отсутствуют удары в захвате, а без захвата - наносятся в голову лишь условно -

с легким контактом. Бои иригуми-го более других версий походят на знаменитые ультимативные бои по версии "Октагон", с той лишь разницей, что здесь оцениваются броски и выходы в "опасные позиции", что позволяет более объективно поределять победителя в том случае, если никто из бойцов не сдается. В турнирах иригуми-го принимают участие многие титулованные, в том числе известные по "боям без правил"  спортсмены. Уровень травматизма достаточно низок. Правда, порой кровь приходится стирать с татами, но разбитые губы и носы нельзя считать тяжкими повреждениями. Бои проходят на традиционной площадке - квадрате, устеленном жесткими матами. Спортсмены одеты в традиционные кэйкоги (как в дзюдо), на кистях рук - легкие накладки. Правила иригуми-го подразумевают

 два уровня: А - любительский (или ученический), и В - мастерский (или профессиональный). В первом  запрещены удары в горло, пах, позвоночник, удары головой и удары в голову в положении лежа. По "мастерским" правилам всё это разрешено, но внимательно отслеживается рефери: бой должен быть вовремя остановлен  во избежание тяжёлых травм. Время поединков обычно устанавливается в пределах 5 минут, но редко кто дожидается финального гонга: в основном, бои заканчиваются досрочно - болевым или удушающим приемом, а также нокаутом. Можно также выиграть, заработав две оценки вадза-ари, которые даются за обозначение добивания или сильный бросок из стойки, либо за удар, приведший к нокдауну.

Если ни один из соперников не добивается чистой победы, то результат определяется по очкам:

за броски, удержания и выходы в опасные позиции.

Удары, в отличие от бокса и кик-боксинга, оцениваются только по их эффективности: те, что не приводят к нокдауну, во внимание не принимаются. Это и понятно, если боец "держит" удар, нельзя давать преимущество его сопернику. Приблизительная статистика побед выглядит следующим образом: болевым или удушающим приемом - 50 процентов, нокаутом - 20. И все же, такие правила дают шансы и борцам, и представителям ударных единоборств почти в равной степени, хотя будущее однозначно за "универсалами".

Как бы ни были хороши правила спортивного единоборства, они не позволяют развивать весь спектр навыков, необходимых в реальном поединке. Именно поэтому в JKF кроме иригуми-го, существует еще практика рандори, которая, с одной стороны, напоминает парные ката, а с другой - несет в себе элемент поединка. Рандори заключается в следующем: боец, находящийся в заданной позиции (стоя или сидя), атакует с определенной дистанции с помощью захвата или удара рукой, ногой, либо оружием (ножом, дубинкой) противника, который стоит, сидит или лежит - лицом, боком или спиной к атакующему. Эти условия позволяют максимально отработать все возможные в жизни случаи нападения и защиты. Причем атака проводится

абсолютно реально, как говорится, на поражение. Защищающийся (тори) мгновенно попадает в,так называемую, пограничную ситуацию, откуда он, не раздумывая, в долю секунды должен найти выход: защититься и контратаковать.

В рандори оцениваются как действия тори, так и работа сэмэ (нападающего), после чего

они меняются ролями. Победитель не определяется в каждой паре, как это происходит в сиай, но может быть выявлен путем подсчета суммы оценок, как в ката. Хотя смысл рандор

и несколько иной: не выявить сильнейшего, а показать уровень каждого и подготовить

спортсменов к возможным экстремальным ситуациям. Интересно, что иероглифы ран-дори означают соответственно "войну" и "захват", что может быть переведено как

 "обуздание" или "пресечение смуты".

Таким образом, три раздела практики - ката, рандори и кумитэ, взаимно дополняя друг друга, позволяют сочетать в искусстве рукопашного боя и спорт, и боевое единоборство. Да, именно правила формируют модель бойца. В то время как отсутствие правил приводит к бесформенности. Давайте же не будем повторять исторических ошибок английского бокса, французского савата

или американского кэтча, которые, зародившись в гуще жестоких уличных драк, быстро проскочили в своем развитии этап боевого искусства и превратились в спорт или цирк с сомнительным боевым потенциалом. Не стоит также забывать историй дзюдо и спортивного варианта самбо, которые, справившись с консерватизмом и формализмом умирающего классического дзю-дзюцу, не смогли удержаться на тонкой грани между боевым искусством и спортом и стали просто системами подготовки к соревнованиям.

Верю, что будущее всех серьезных видов единоборств - в расширении и упрочении этой грани, служащей для создания надежного фундамента, на котором будет воздвигнуто прекрасное здание нового Будо.
 
Измаильский клуб
шотокан карате-до