Классическое будзюцу:Боевые искусства и боевые пути Японии. Продолжение


Автор: Донн Ф. Дрэгер                                            
Глава 3. Развитие будзюцу.

Желание уничтожить в людях героизм - это извращение морали
Генрих фон Трайтшке


Необходимость повышения эффективности методов ведения боя уже в ранние периоды
истории Японии заставляла тех, кто посвятил себя сражениям, активно изучать
разное оружие и возможности его применения. Однако, ни стандартизация оружия, ни
систематизация боевых искусств не была возможна, пока не сформировался класс
профессиональных воинов. Большинство исследований указанного рода проводили буси
- те, кто, выйдя живым из суровых битв, завоевал всеобщее уважение и признание,
которое так быстро приходит на поле боя. Примерно начиная со второй половины 12
века, результаты таких исследований систематизировались, а затем на этой основе
формировались рю - системы и школы боевых искусств. Основное внимание уделяли
работе с наиболее часто используемым оружием - луком и стрелами, мечом, копьем,
алебардой, но при этом не упускали из виду ни одного вида оружия или техники
боя, которые могли оказаться эффективными. К 17 веку будзюцу стало впечатляющей
силой: сформировалось около шестидесяти различных боевых систем, формально
представленных в более чем девяти тысячах традиционных школ - рю.
Важно знать, что боевым качествам рю стали официально придавать значение при
военном правительстве (бакуфу) эпохи Камакура, когда правитель активно искал
лучших представителей и мастеров школ и приглашал их в качестве инструкторов. Те
рю, которые отказывались сотрудничать с правителем или не попали в число
избранных им, продолжали развивать боевые традиции на частной основе.
Следует согласиться, что с точки зрения современных стандартов классическая
боевая рю основывается на незыблемых правилах, оружии и технике боя. Тот факт,
что такие традиции сохранились в 20 веке, показывает верность традициям, а вовсе
не неспособность представителей этих школ изобретать, использовать или вносить
новые идеи.


Каждая рю развивала собственные технические принципы, которые делали ее
уникальной. Эти общие принципы школы и особенности системы обучения составляли
передающуюся из поколения в поколение основу школы, недоступную для посторонних.
Со временем распад очень многих школ на отдельные ветви и направления,
сопровождающийся развитием конфликтов и серьезными профессиональными разборками,
оказался неизбежным. При наличии растущего желания выяснить чьи традиции лучше,
схватки между мастерами, использующими технику разных школ, стали повсеместными.
Такие поиски оптимальных путей победы над врагом дали сильный толчок к еще более
широкому развитию будзюцу.


Будзюцу, представлявшее собой систему навыков ведения реальных боевых действий,
предназначалось как для армии, так и для флота. Представляя в первую очередь
технику владения разными типами оружия, в первую очередь мечом, копьем и
алебардой, оно включало и дополнительные системы, которые имели целью повысить
эффективность использования оружия: искусство строительства боевых укреплений,
разведение сигнальных костров и даже обманные стратегические и тактические
действия могут быть названы как отдельные примеры большого числа дополнительных
дисциплин, относящихся к будзюцу.


Поскольку будзюцу представляло собой символ и средство достижения воинской силы
и доблести, его изучение было объявлено исключительной прерогативой класса
профессиональных воинов. Те, кто не относился к этому классу, хотя и не ходили
совсем без оружия, но не имели права ни использовать оружие буси, ни изучать
будзюцу.


На основе знания историиЁритомо хорошо представлял себе две вещи. Первое, что
вооруженные силы, хотя и не управляют полностью государством, но не могут быть
исключены из этого управления. И второе, верности и преданности способствует
гордость боевыми заслугами, поскольку боевые навыки отражают собственную
гордость и уверенность в себе, и это способствует развитию чувства чести как
проявления собственного достоинства. Воины Ёритомо были преданны ему, потому что
он сам был буси, умеющим стрелять из лука и владеющим мечом на уровне лучших из
них. Он также придерживался принципа буси, что каждый воин должен быть постоянно
готов сражаться и при необходимости сразу вступать в бой и эффективно
действовать в нем; большинство буси действительно считало, что все остальное -
это проявления эгоизма. Ёритомо требовал от своих воинов постоянного изучения и
отработки практических навыков будзюцу.


Таким образом, честь обязывала классического буси быть достойным бойцом,
преданным сёгуну. В условиях, когда преданность ценилась столь высоко, репутация
военнначальника должна была в значительной степени зависеть от него самого и от
его локального окружения. Вера буси в будзюцу порождала соответствующие
качества, достойные доверия и уважения окружающих. Воин считал лишенным духа
добывать только тяжелым трудом то, что может быть выиграно при сочетании труда и
риска. Такой образ мышления отличал буси от представителей низших слоев
общества, убеждения которых строились на зарабатывании трудом на жизнь.
Настойчивые ежедневные занятия боевыми дисциплинами стали характерными для всех
буси. Эти упорные занятия включали тщательную отработку омотэ, или поверхностной
(открытой) техники, что продолжалось три-четыре года и включало проработку до
мельчайших деталей. Целью технического раздела омотэ было обучение буси основной
технике работы с оружием в соответствии с особенностями традиции школы, в
которой он занимался. На основе полученных базовых знаний начиналось обучение
высшей технике окудэн, или секретного уровня, которая позволяла довести боевые
навыки до совершенства. Боевые успехи определялись степенью владения техникой
этого высшего уровня. Овладение секретами боевой рю давало уверенность в своих
силах, поскольку воин знал, что при абсолютно реальной проверке его навыков - в
поединке - его рефлексы будут молниеносными. Более того, обучение техническим
тонкостям на уровне окудэн давало правильное представление о возможностях всех
технических действий по-отдельности. Например, воин знал, что даже минимальное,
на сантиметр, колющее движение мечом на среднем уровне не даст противнику
завершить рубящий удар сверху, поэтому стоять под мечом противника совершенно
безопасно. Напротив, при ударе снизу по внутренней стороне запястья, даже если
этот удар отрубает руку, противник сможет нанести и скорее всего нанесет рубящий
удар сверху. (Технические примеры из школы Тенсин Сёден Катори Синто Рю, по
которой достаточно долго занимался у Учителя Отаке Ритсуке, освоив как открытый,
так и, во всяком случае частично, секретный разделы). Но значение будзюцу для
классического буси было еще большим. Это был образовательный процесс, в котором
отдельные свойства личности развивались как боевые качества: храбрость, вера в
свои силы, самопожертвование, готовность выполнять приказы, дисциплина,
терпение, обоснованные суждения, вежливость и рационализм развивались
параллельно с овладением техническими навыками.


Любые отклонения буси от того, что от него ожидалось, пресекались со стороны рю
соответствующим наказанием, вплоть до смерти. В результате классические
воины-буси оказались элитной группой бойцов, обладающих высочайшим боевым духом.
Будзюцу появилось и сохранилось не случайно и не по стечению обстоятельств.
Боевые искусства приняли систематизированную форму, потому что буси ограничивали
и направляли свое обучение с помощью обучающей системы, основанной на ката, или
формальных комплексах. Ката (одиночные и парные) стали и остаются до сих пор
основным тренировочным методом для всех направлений будзюцу. Это единственный
способ отработки нужных в будзюцу действий, практически исключающий исключающий
травмирование или убийство партнера.


В значительной степени по экономическим сообращениям, но также и с учетом
проблемы безопасности, занимающиеся будзюцу традиционно использовали
тренировочное оружие из твердого дерева. Металлическое оружие тоже применяли, но
не для повседневных тренировок, в условиях которых оно бы быстро сломалось или
получило повреждения. Деревянные же аналоги оказались более прочными и легче
заменяемыми. Относительная безопасность использования деревянного оружия также
была очевидным преимуществом.


Тем не менее, деревянное оружие нельзя рассматривать как заменитель
металлического с более низкими качествами. Во многих типах поединка
использование деревянного оружия было выгодней, чем работа с металлическим.
Известнейший японский мастер-фехтовальщик Миямото Мусаси (1584?- 1645)
предпочитал использовать в поединках боккен - деревянный меч по причине высокой
прочности и надежности такого оружия.


До периода Камакура воины обычно были конными. Большая и довольно
неорганизованная группа таких воинов на быстрых лошадях бесстрашно выезжала на
поле боя, где все решалось в отдельных схватках. Эти воины носили доспехи и были
вооружены луком и стрелами, их лук представлял собой ассиметричное длинное
оружие с большой дальностью действия. У них были также острые как бритва мечи -
тати, которые с помощью специального шнура закрепляли у левого бедра. Длинный
меч носили так, чтобы выпуклая заточенная сторона клинка была обращена вниз.
Поэтому основным способом доставания меча из ножен было движение "от земли к
небу", которое давало преимущество в случае, когда воин сидел на лошади. В
период правления Ёритомо было разработано новое усовершенствованное оружие и
началась специализация буси по вооружению, которая привела к более тонкой
тактике боевых действий. Дальнобойное оружие, хотя и не исчезло совсем, но
частично было вытеснено длинным оружием колющего или рубящего типа - яри, или
копьем, нагамаги и нагината - алебардами, бо - шестом. Усовершенствования
затронули и меч.


Конные воины обладали высоким аристократическим престижем, поскольку только
состоятельные люди могли иметь хороших лошадей и качественные прочные мечи. Но
ранние представления о преимуществе кавалерии для завершения боя в более поздние
времена несколько изменились. Длинный кавалерийский меч, доставаемый движением
"от земли к небу" при работе на земле уступил преимущество более короткому мечу,
находящемуся в ножнах клинком вверх. Это оружие - тоже, как и тати, меч с
изогнутым заточенным с одной стороны клинком - называется катана. Такой меч
можно было быстро достать с точным ударом "от неба к земле", что позволяло одним
ударом отрубить противнику руку или ногу, или же сделать его на голову короче.
Еще более короткий меч - вакидзаси, в принципе сходный по виду с катана, был
предназначен для работы только одной рукой. Его закрепляли на перевязи чуть
внутри по отношению к катана и использовали как вспомогательное оружие. Эти два
меча - катана и вакидзаси - составляли дайсё, или пару мечей: длинный и
короткий. Привилегия ношения дайсё стала характерной особенностью воина.
Доспехи, предназначенные для защиты как от стрел, так и от ударов
колюще-рубящего оружия выполняли одну и ту же задачу и для конного и для пешего
воина. Но во втором случае требовалась их модификация - доспехи должны были
стать более легкими и обеспечивать большую подвижность, чтобы пеший воин мог
нормально вести бой.


Исход поединка в любом случае зависел от вдохновения и точного реагирования. В
большинстве случаев поединкам предшествовали строго обусловленные ритуалы,
имеющие целью подготовить внутреннее состояние противников в собственно схватке.
Классический воин, выбрав себе противника, должен был произнести речь, иногда
довольно длинную, с целью вывести врага из душевного равновесия: "Я - Сато
Сигэнобу, второй сын Масаяки, а он - самый опытный кэнси (мастер работы с мечом)
школы Тюдзё Рю, которого боятся все. Я побывал в шестнадцати поединках, и ни
разу не был ранен. Я заставлю тебя почувствовать преимущество моего прекрасного
остро заточенного клинка, Суне-кири (отрубающий ноги), который с древних времен
хранят и передают по наследству в моей семье. Этим мечом мои предки уложили
несметное множество врагов. Ты следующий - готовься к своему концу!"
Поскольку действия на поле боя подчинялись законам чести, произнеся подобную
речь воин давал своему противнику возможность произнести речь ответную: "Тебе
сильно не повезло, когда ты встретил меня - Юкимицу Тадао, потомка лучшего
мастера-фехтовальщика всей Японии. Я - бесстрашный воин, который лично прикончил
более тридцати лучших мастеров твоей школы. Ты со своим корявым стилем бессилен
против меня. Это твой последний поединок, потому что я прикончу тебя, и я сделаю
это - моим коронным ударом, гяку-кеса-аге (восходящий обратный диагональный
удар). Вперед - тебя ждет мучительный конец!".
Начавшаяся схватка действительно была синкен сёбу - борьбой до конца. Победитель
имел право взять голову побежденного в качестве доказательства своей победы.
Скорее, однако, это было средством получить вознаграждение: принесенная хозяину
голова побежденного врага демонстрировала умения и навыки, и воин мог реально
рассчитывать на награду, особенно если голова принадлежала известному мастеру.
Схватка двух противников - отдельная схватка - была характерна для ранних
периодов японской истории. Такие схватки можно разделить на два типа - ведущиеся
на расстоянии и при непосредственном контакте. Существовало огромное различие
между поражением врага с большого расстояния, например стрелой из лука, и битвой
с ним после сближения, как необходимо при использовании меча и или другого
рубяще-ударного оружия. Поэтому буси классических времен были вынуждены
развивать самодисциплину, в значительной степени для того, чтобы контролировать
страх. Как пишет старый мастер-буси "Страх распределяется в зависимости от
ма-ай, боевой дистанции. Ма- ай - это дистанция между участниками схватки. Чем
она меньше, тем тем больше смелости и больше навыков должно быть у воина.
Буси развивали также зансин, букватьно "состояние готовности". Этот термин
означает соединение физической формы с внутренней концентрацией, позволяющее
непрерывно удерживать преимущество над противником. Без этого не могло
существовать эффективных боевых навыков. Зансин был несомненной характеристикой
опытного бойца с высоким техническим уровнем - такой, которую невозможно
изобразить или подделать. Соответствующее состояние вырабатывалось многими
часами боевых тренировок и физически проявлялось в стойке. За счет зансин буси
достигали правильного физическиго и умственного состояния, необходимого для
достижения превосходства над противником. Точная дистанция - ма-ай, используемая
в конкретной боевой ситуации, могла быть различной в зависимости от
используемого оружия и от оружия противника. Предполагалось, что в каждом
конкретном случае буси должен знать какая позиция даст ему максимальное
преимущество и доставит противнику максимум неудобства. В связи с этим важным
обстоятельством боевые рю были вынуждены соблюдать некое равновесие в своих
боевых системах. Любая рю, имеющая целью добиться победы в поединке, должна была
изучать методы владения разным оружием. При такой подготовке буси редко
случалось сталкиваться с противником, имеющим незнакомое, с точки зрение
возможностей и недостатков, оружие. Поэтому, в дополнение к основному оружию -
одати, или длинному мечу, буси добивался также достаточно хорошего уровня
владения таким оружием, как короткий меч, копье, алебарда, метательный нож, шест
или палка.


Чтобы понять природу этих видов оружия, возможности их использования в поединке,
а также методов, использовавшихся буси для освоения работы с ними, в следующих
шести главах этой книги будут рассмотрены основные компоненты класического
будзюцу.


Глава 4. Клинковое оружие.

На них кровь с двух сторон
Шекспир
Кэндзюцу


Классический воин, который не расставался со своим мечом, неизбежно должен был
отдать мечу основное предпочтение как главному средству своей боевой подготовки.
Как несомненно свидетельствуют японская мифология, а также ритуалы религии
Синто, в том числе церемония утверждения верховного правителя, меч был основным
оружием в стране и использовался как для боевых, так и для церемониальных целей.
Японские знания об изготовлении металлических клинков были развиты минимум за
два века до начала нашей эры. Самые лучшие мечи персонифицировали и даже
обожествляли, и этот обычай сохранился до сих пор. Имена им подбирали не менее
тщательно, чем людям - их владельцам. Многие мечи объявлялись ками
(божественными созданиями) в знак признания божественных свойств и выдающихся
качеств, которыми они, как верили, должны обладать. В японской литературе есть
истории о чудесных мечах - ками - которые порождали других ками, о мечах,
существующих сами по себе и даже путешествующих по морям, о мечах, чудесным
образом покидающих свои ножны, чтобы попасть в руку владельца в момент
опасности, о мечах, наказывающих за профанацию болезнями и смертью, и о мечах,
исцеляющих болезни и слышащих молитвы. До сих пор восхождение императора на трон
не может считаться законным без владения Сансю но Синки, тремя священными
сокровищами, одно из которых - известнейший японский меч, принадлежащий
императорской семье и называемый Кусанаги но Цуруги.


Разработка эффективного стального меча конкретно японского стиля - Нихон-то,
была непосредственно связана с появлением профессиональных воинов. Первым
японским кузнецом, начавшим делать мечи такого типа - с изогнутым заточенным с
одной стороны клинком, традиция считает мастера Амакуни (около 700 года н.э.).
Такой тип меча стал стандартным и предпочитался всеми воинами.
Имея стандартный меч, классический воин, естественно, сделал его своим основным
оружием и разработал методы его наиболее эффективного использования. Эти методы,
объединяемые названием кэндзюцу - искусство работы с мечом - стали основой и
получили преобладающее место в развитии боевых навыков буси. На основе изучаемой
техники кэндзюцу воин учился пользоваться и другими видами оружия, которые могли
использоваться в поединке. Кэндзюцу стало средством развития энергетики и
гимнастической боевой подготовки, а также средством развития правильного
восприятия и совершенствования координации движений.


Обучение навыкам оценки боевой дистации (ма-ай) и слабых мест противника (суки),
а также принципу достижения физического и морального превосходства над
противником (зансин) в используемой в кэндзюцу работе с партнером (сотай рэнсю)
способствовало повышению моральной стойкости, уверенности в своих силах,
уверенности ведения боя. В то же время, кэндзюцу было подготовкой к смерти,
поскольку способность умереть достойно с точки зрения боевой гордости ценилась
не ниже, чем победа в поединке.


В кендзюцу в основном работают с мечом, уже вынутым из ножен, поэтому
предусматривается манера поведения, во всех отношениях жесткая и агрессивная,
угрожающая и демонстрирующая силу. Основное оружие в кендзюцу - одати. При
достижении определенного уровня подготовки занимающийся может также работать с
коротким мечом - кодати, а также с двумя мечами, обычно длинным и коротким,
которые могут использоваться как поочередно (нито) так и одновременно (рёто).
Кэндзюцу можно найти в документах более чем пяти тысяч рю. Первая из известных
рю, развивающая кэндзюцу - это Тенсин Сёдэн Катори Синто Рю, которую основал в
15 веке Тойсай Изаса Иенао


Иайдзюцу


Классический воин рассматривал меч как неотъемлемый символ своей профессии. В
качестве "благородного клинка" меч ассоциировался с проявлением храбрости, а в
качестве "безжалостного клинка" был первым врагом подлости. В руках кэнси
(опытного мастера работы с мечом) остро заточенный и тщательно отполированный
клинок мог и убивать и спасать жизнь. Для нации в целом меч буси был символом
справедливости и смерти за свои убеждения - созидателем и разрушителем
одновременно.


Поскольку классический воин рассматривал свой меч как нечто одновременно
универсальное и глубоко личное, это было не просто оружие или инструмент. Воин
верил, что его меч - одушевленное существо, способное говорить, петь, радоваться
и страдать в зависимости от требований конкретной ситуации. Меч стал предметом
преклонения буси, отношение к которому, основанное на безграничном восхищении,
было таким же, как к любимому человеку. Поэтому воин очень тщательно подбирал
имя своему мечу. Меч был не просто душой воина, как иногда пишут, но его живой
душой. Иайдзюцу, или искусство вынимания меча из ножен, дало буси возможность
победы над проявлениями грубого насилия. Это искусство принципиально рассчитано
на защиту, для которой используется техника работы мечом, быстро доставаемым из
ножен. Техническая система иайдзюцу позволяет дейсвовать в условиях ситуации,
созданной нападающим. Однако, критерии для определения нападающего достаточно
растяжимы, что основано на феномене кобо-ити, то есть принципиальной
неразделимости нападения и защиты, проявляющихся одновременно в нужный момент,
угадываемый мастером иай-дзюцу. В отличие от кэндзюцу, технику иайдзюцу
отрабатывают в основном в одиночных формальных упражнениях - тандоку рэнсю,
обычно начинающихся из положения неготовности к поединку - сидя (имеется в виду
положение сидя на коленях), наклонившись вперед или отклонившись назад.
В иай-дзюцу выделяют четыре стадии движения меча: нукицукэ, или доставание из
ножен, кирицукэ, или рубящий удар (серия ударов), тибури, или стряхивание крови
с клинка, и ното, или возвращение меча в ножны. Каждой из этих стадий должно
соответствовать эффуктивное действие, а все они должны при исполнинии
соединяться в единое целое при обязательном неизменном проявлении зансин.
По традиции те кто занимается иай-дзюцу, должны работать с "живым", то есть
остро заточенным железным мечом, потому что иначе невозможно достичь умственного
состояния, необходимого для этого искусства. При правильной работе клинок
находится в сантиметрах от исполнителя, и это превращает тренировки буквально в
игру со смертью, повторяющуюся много раз в день для достижения и сохранения
должного уровня местерства. Опасность неизменно присутствует и при тренировках с
одати-основным оружием, и при работе с кодати.
(Сейчас в иайдзюцу, в частности в тех школах, где есть парная работа, в основном
используют модель меча - иай-то с незаточенным клинком из мягкого сплава)
Информация о иай-дзюцу есть в документах более чем четырехсот рю. Как и для
кэндзюцу, здесь имеются доказательстава исторического первенства Тэнсин Сёдэн


Катори Синто Рю.


Содзюцу


По японской мифологии, острова Японского архипелага были созданы двумя
божествами, использовавшими для этой цели копье. Здесь отражено существенное
значение копья для японского народа и тот факт, что копье было одним из наиболее
древних видов оружия, использовавшихся на поле боя.


Прототипы японского копья-яри попали на японскую землю с азиатского континента.
Не один из них не соответствовал в полной мере потребностям классического буси.
Основание наконечника континентального копья был выполнен в форме шара с
выемкой, к которую, как рука в перчатку, вставлялось древко. Наконечник такого
оружия мог в некоторых случаях, при сильных тычках и последующих резких
движениях выдергивания, застрять в теле жертвы. Поэтому, как только позволил
уровень развития техники обработки металла и изготовления оружия, буси создали
наконечник копья, закрепляемый с помощь штыря, втыкающегося в древко с фиксацией
за счет обмотки шнуром. Именно такой наконечник соответствует стандартному
японскому копью.


Несмотря на прекрасные боевые качества, копье никогда не завоевывало всеобщей
популярности среди воинов, поскольку длина и вес этого оружия в целом не
соответствовали их росту и силе. Однако, отдельно взятый воин мог сделать копье
своим коронным оружием. Копье пользовалось наибольшей популярностью в период
после монгольский нашествий, в конце 13 века.


Содзюцу - искусство работы с копьем - часто рассматривалось как эгоистическое
искусство, проявление грубого индивидуализма, поскольку смерть от ран,
нанесенных этим оружием, обычно была медленной и мучительной. Содзюцу учило буси
рассматривать копье скорее с точки зрения его возможностей, чем в качестве
универсального тактического средства. Копье мог использовать как конный, так и
пеший воин. Модификации наконечника копья, включавшие доплнительные режущие
поверхности, расширили возможности его применения по сревнению с возможностями
обычного наконечника: копье стало использоваться не только для прямых атак, но и
в качестве режущего, цепляющего и вспарывающего инструмента. Однако базовая
механика содзюцу оставалась неизменной, и буси в первую очередь осваивали цуки -
прямой колющий удар. Классический воин, тренирующийся с копьем, усваивал
необходимость большой дистанции - ма-ай для поражения цели. Соответственно, он
старался не допускать большой ма-ай, работая своим основным оружием - мечом
против вооруженного копьем противника.


Около 450 рю посчитали необходимым включить содзюцу в свои системы обучения. И
здесь Тэнсин Сёдэн Катори Синто Рю претендует на первенство в качестве
исторически подтвержденного источника содзюцу.
Нагината-дзюцу


Древние контакты Японии с Китаем могли дать идею рагработки алебардоподобного
оружия. Период изготовления первых японских образцов такого рода оружия
совпадает с периодом формирования класса профессиональных воинов.
Существенно, что исходно алебарда - оружие мужчины, что обусловлено ее длиной и
весом. Первые образцы имели более двух метров в длину, а вес зависел от
соотношения деревянных и железных частей. Первым видом такого оружия стала
нагамаки. Это оружие состояло из длинного лезвия и относительно короткой ручки,
лезвие достаточно близко напоминало большой тяжелый меч, изогнутый и заточенный
с выпуклой стороны. Нагината отличалась от нагамаки соотношением длины лезвия и
ручки - ее ручка всегда заметно длиннее лезвия. Подобно наконечнику копья,
лезвия как нагамаки, так и нагината прикреплялись к сделанной из твердого дерева
ручке за счет длинного штыря, который вставлялся в ручку и закреплялся за счет
обматывания ручки шнуром.


Нагамаки и нагината были одним из излюбленных видов оружия буси раннего периода.
Оба вида оружия позволяли наносить характерные сметающие круговые удары, и их
мог успешно использовать как конный, так и пеший воин. Нагамаки часто
использовали для подрубания ног лошади врага. И нагамаки и нагината подтвердили
свои смертоносные качества в период войны между кланами Тайра и Минамото в 12
веке. Веком позже, в период монгольского нашествия, буси уложили многих
завоевателей с помощью этого эффективного оружия. Позднее, когда использовать
лошадей начали реже, а роль пеших воинов возросла, остро заточенный одати стал
безусловно самым эффективным и часто используемым оружием воина, в то время как
нагамаки и нагината сохранились в качестве дополнительного оружия.
Правление Токугава с начала 17 века принесло в Японию мир, хорошо заметный после
смутных прошлых времен. Нагамаки и нагината в этот период стали символами
прошлого. Но нагината, которую и раньше использовали для тренировки женщин из
родов классических буси, была модифицирована и практически полностью отдана
женщинам - как средство внести разнообразие в их замкнутую жизнь.
Нагината-дзюцу - искуство работы с нагината, требует хорошей выносливости. Это
длинное и тяжелое оружие, подобно нагамаки, используют попеременно обеими
сторонами, при этом воин работает и лезвием, и концом ручки, и средней частью
нагината. Навыки ха-гаеси, быстрой смены положения лезвия, дают возможность
наносить рубяще-режущие удары, сходные с наносимыми мечом, давая при этом
преимущество большей ударной дистанции за счет длины оружия. Работа с нагината
против противника, вооруженного мечом, позволяет наносить удары, оставаясь вне
пределов досягаемости. Соответственно, воин, начинающий работать с нагината,
должен мастерски владеть мечом, поскольку зашита от вооруженного мечом
противника строится в основном на предугадывании его действий и возможностей.
Нагината-дзюцу встречается в 25 рю. Здесь также историческое первенство
принадлежит Тэнсин Сёдэн Катори Синто Рю.


Глава 5. Шесты, палки и им подобное оружие.



Хоть и не меч, но может быть
И лучше для того,
Кто может сильно быстро бить
Джеймс Батлер
Бодзюцу


Деревянное оружие различной длины с древнейших времен использовалось японцами
как для церемоний, так и для поединков. Даже в японской мифологии можно найти
примеры, где палку используют как эффективное оружие защиты. Природа подарила
Японским островам прекрасное твердое дерево - каси, разновидность вечнозеленого
дуба, палки из которого практически не ломаются в схватке.
Шесты и палки никогда не пользовались уважением классических буси, потому что
были слишком простым оружием, которое мог изготовить любой представитель низшего
класса. По сравнению с великолепным мечом в деревянном шесте не было престижа.
Но его очевидная эффективность все же заставляла буси учиться работе с этим
оружием.


Техника работы с шестом в поединках объединяется названием бодзюцу и
подразумевает использование палки из твердого дерева длиной от 150 см.
Стандартным оружием буси был шест длиной 180 см - рокусяку бо. Бодзюцу как
искусство защиты включает в первую очередь технику работы против агрессивного
противника, вооруженного мечом, хотя возможна и эффективная работа от других
видов оружия. В арсенал бодзюцу вошли приемы ударов, блокирования и сбивов,
тычков и прижимания. В качестве базового удара в бодзюцу используется
гякутэ-ути, удар с обратным хватом передней рукой, который осваивают все, кто
изучает бодзюцу. Такой удар обладает достаточной силой, чтобы разбить железный
меч или сломать кость.


Интенсивные занятия бодзюцу способствуют развитию у воина чувства дистанции,
ма-ай, поскольку в случае, когда вооруженный мечом противник сильно сокращает
дистанцию, шест становится неэффективным.


Дзё-дзюцу


Систематическое использование в поединке боевой дубины - палки из твердого
дерева, более короткой, чем бо, обязано своим развитием труду одного из очень
решительных бойцов. Мудзо Гоносукэ, классический воин, овладевший базовой
техникой школы Тэнсин Сёдэн Катори Синто Рю, хотел загладить чувство унижения
после своего поражения от Миямото Мусаси, известнейшего японского мастера работы
с мечом 17 века.


Изобретением Гоносукэ стало дзё-дзюцу, искусство работы с палкой, которое
включает комплекс характерных действий, выполняемых с другими видами оружия из
арсенала классического будзюцу. С помощью дзё - палки длиной не более 150 см, в
дзё-дзюцу могут выполняться прямые колющие удары (цуки) как копьем, круговые
удары (ути) как мечом или шестом, маховые удары (хараи) как нагината. Эти
действия, выполняемые как серия быстрых движений, достаточно эффективны для
защиты от противника, вооруженного одним из стандартных видов оружия,
используемого в будзюцу. Поскольку палка заметно короче и легче шеста, техника
дзё-дзюцу заметно отличается от техники бодзюцу. Одной из отличительных
особенностей дзё-дзюцу, почти не наблюдаемой в бодзюцу, стало быстрое вращение
оружия и частая смена его положения во время схватки. Поэтому работа с дзё дает
исключительную возможность развития ловкости.
Основанная в 17 веке Синдо Мудзо Рю представляет исходную традицию, на основе
которой возникло более 70 различных стилей дзё-дзюцу.


Тэцубо-дзюцу


Одним из древних видов оружия, попавшим в Японию в Азиатского континента, был
сделанный из цельного железа предмет удлиненной формы, близкий к палке. Это
оружие могло быть разной длины и ширины, с круглым, шестиугольным или
восьмиугольным поперечным сечением. Чаще всего толщина была наибольшей на конце,
постепенно уменьшаясь к рукоятке - это облегчало захват и улучшало баланс
оружия. Данный впечатляющий инструмент, хотя и имеющий ограниченные возможности
применения, стал важным дополнительным оружием после формировании класса
профессиональных воинов.


Оружие такого типа известно под общим названием тэцубо - железная палка. Техника
работы с тэцубо называется тэцубо-дзюцу, или искусство работы с железной палкой.
Поскольку большой вес был неотъемлемым свойством такого оружия, совершенства в
работе с ним могли достичь только самые физически сильные воины. Такое оружие
могло быть использовано как конным, так и пешим воином. Облегченный вариант
тэцубо, называемый консайбо, представлял собой палку из твердого дерева,
укрепленную железными полосами и часто с тяжелыми железными заклепками в дальней
части.


Тэцубо-дзюцу использует огромный момент инерции оружия, которым наносят круговые
или прямые удары в разных направлениях. При контакте гарантируется поражение
цели. Конный воин с таким оружием мог смело въезжать в центр скопления врагов,
поскольку его преимущество было несомненным. Ему надо было только согласовать
мах тэцубо со своим кураи дори (приближением на нужную дистанцию) относительно
врага, далее его оружие сносило любую цель. Работа пешего воина с тэцубо
требовала высокой скорости вращения оружием, чтобы не допустить слабых мест
(суки) в защите. Маховый удар по ногам лошади валил всадника на землю, где
разобраться с ним не составляло проблем. Кроме того, тэцубо использовали в
качестве лома - для открывания ворот или разрушения укреплений противника.
Остается неизвестным, была ли работа с тэцубо официально признана и
формализована в какой- либо рю. Возможно, право использования этого оружия было
просто отдано тем, у кого было достаточно силы, чтобы его носить и с ним
работать.


Глава 6. Стрельба из лука.

Хорошего лучника узнают не по стрелам, а по попаданию в цель
Томас Фуллер


Упоминания о луке и стрелах как об оружии и как о церемониальных принадлежностях
можно найти в самых ранних исторических документах Японии - эти упоминания
связаны с мифологией. В древние времена использование лука и стрел носило в
основном церемониальный характер, но ко времени формирования класса
профессиональных воинов лук стал первым оружием войны. Сформировались две
основные традиционные системы, соответствующие специализации на стрельбе из лука
всадников и пеших воинов.
Хотя влияние континентальной Азии прослеживается в церемониальном использовании
лука и стрел, конструкция японского лука достаточно отличается. Лук не
симметричен - примерно две трети его находятся выше головы стреляющего лучника.
Такая конструкция длинного лука исходно рассчитана на конного лучника, поскольку
поединки в древней японии были в основном поединками всадников. Кюдзюцу -
искусство стрельбы из лука cтавило основной задачей обучение меткой стрельбе у
условиях поединка. Необходимые для этого навыки строились не только на освоении
техники, но и на правильном и сбалансированном сочетании умственных и физических
качеств. Древнейшие формы кюдзюцу соответствавали агрессивному боевому
искусству. Но по мере уменьшения роли лучников, что было связано сначала с
преобладанием ближнего боя, а затем - с появлением огнестрельного оружия, в
практическом применении кюдзюцу возросла роль защитного аспекта. Тем не менее,
значение кюдзюцу для боевой подготовки и развития дисциплины сохранилось, и оно
продолжало оставаться важным средством развития и укрепления духа воина.
Первая основ кюдзюцу - это отработка воином югамаэ - правильного положение для
стрельбы, без которого эффективное использование лука невозможно. Хотя это
положение несколько различалось для конного и пешего воина, в основе лежали одни
и те же принципы. В обоих случаях целью было добиться проявления физического и
умственного превосходства стрелка (зансин) над врагом. Это состояние
превосходства следовало сохранять и после пуска стрелы. На начальной стадии
подготовки воин выпускал тысячи стрел в специальную цель с расстояния всего 1-2
метра. Только добившись правильной стойки и четкого попадания он начинал
увеличивать дистанцию. Владение методом непрерывной стрельбы - инагаси было
показателем высшей степени мастерства пешего воина: при такой стрельбе надо было
часами непрерывно поддерживать полет стрел - это могло оказаться полезным, когда
надо было помешать врагу занять определенную позицию. Для конных лучников
показателем высшего уровня мастерства был ябасаме - секретный ритуал, включающий
стрельбу в цель на полном скаку.
В историческом плане первой школой кюдзюцу была Нихон Рю. К 15 веку на ее основе
были созданы еще шесть крупных рю.


Глава 7. Другие виды оружия.

Сразитесь с нами -
Семь против двоих
Нам все равно!
Тротман
Ниндзюцу


Необходимость эффективной разведки и шпионажа японские воины поняли еще в
древние времена. Способность собрать сведения о враге или о политическом
противнике была незаменимым компонентом военной профессии. Разведка перед боем
считалась необходимой. Хотя шпионаж был характерен для япоских воинов во все
века, особенное развитие и систематизированную форму он получил в период
расцвета и правления классических воинов.


Искусство шпионажа стали называть ниндзюцу, или искусство невидимых, а тех, кто
им занимался - ниндзя, "невидимые". Ниндзя происходили не из аристократического
класса буси, а из очень низкого социального слоя, называемого хинин (буквально
"не люди"). Попавших к ним в руки ниндзя буси подвергали мучительной и
унизительной смерти. В то же время буси нанимали ниндзя для необходимой им
шпионской деятельности. Дерзкие дела ниндзя были разнообразными и настолько
впечатляющими, что некоторые буси сами начали использовать технику ниндзюцу в
боевых операциях. Ни один военачальник-буси не обходился без развитой шпионской
сети, и для этой цели он обычно усиливал свой отряд ниндзя буси, подготовленными
в области ниндзюцу. Для этого была еще одна причина. Ниндзя легко попадали под
чужое влияние, совершая вероломные и предательские поступки в пользу того, кто
мог заплатить больше, чем изначальный хозяин.


Все буси придерживались в целом исключительно практичного взгляда на изучение
боевых искусств - целью изучения считалось эффективное использование в боевых
условиях. В то же время ниндзюцу как сложное и основанное на комплексе
источников искусство, было не лишено налета сверхъестественности. Из ниндзюцу к
буси попал ряд оккультных методов и практик, повлиявших на будзюцу.
Помимо фантастического развития реакции, скорости и выносливости, а также
получения реальных боевых навыков, занятия ниндзюцу учили буси многим другим
важным вещам. Воин учился изготовлению лекарств - антисептических мазей и
растворов, а также использованию природно- растительных и других доступных
средств первой помощи при ранениях с целью предотвратить развитие инфекции и
ускорить выздоровление. Специальное средство, добавляемое в чай перед сном,
помогало буси проснуться при первых признаках опасности. Другой категорией
использующихся веществ были яды, применяемые против врагов.
Из знаний о природе, которыми располагали ниндзя, можно было извлечь ряд
тактических преимуществ. Птицы, летающие над лесом, указывали на вражескую
засаду. Летящие птицы всегда направлялись в сторону необитаемых мест. Жужжание
насекомых и кваканье лягушек говорило об отсутствии людей, прекращение этих
звуков указывало на проникновение врага. Буси умели даже различать особенно
сильное жужжание комаров, указывающее на присутствие человека. Маскировка тоже
была важна для буси. Любимая нинздя роль комудзо (нищего-аскета) стала для буси
стандартной маскировкой. Маскировка на местности, а также применение огня и
другие способы сигнализации тоже пришли от ниндзя. Благодаря контактам с ниндзя
буси освоили также работу с зажигательными бомбами и стрелами и методы создания
дымовых завес. Если буси хотел укрепить свою храбрость, он обращался к
буддийской оккультной науке, используя кудзи-кири (девять символов разрубания) -
эзотерические знаки, складываемые из пальцев, которым ниндзя придавали
магическое значение. Не все рю посчитали необходимым формализацию ниндзюцу в
составе своей традиции. Первой школой, это сделавшей, на основе исторических
сведений считается Тэнсин Сёдэн Катори Синто Рю.


Кусаригама-дзюцу


Идею использования в качестве оружия обычного серпа следует считать достаточно
древней. В Японии использованию серпа в качестве оружия способствовало его
широкое сельскохозяйственое применение первыми поселенцами. С формированием
класса профессиональных воинов в конструкцию серпа был внесен ряд изменений, а к
концу 15 века начали использовать оружие, представлявшее собой серп с
прикрепленной к нему цепью с грузом на конце - кусаригама.
Существуют два разных типа кусаригама. Первый - это оружие фермера, второй -
оружие воина. Для первого характерно относительно короткое лезвие, по форме
напоминающее клюв попугая и прикрепленное в рукоятке из твердого дерева. Оружие
воина - это практически короткий меч, закрепленный на рукоятке. Цепь с грузом
есть в обоих типах кусаригама, хотя длина и способ крепления цепи различаются. В
отличие от оружия воина, оружие фермена имеет значительно меньшие пределы
досягаемости и убойную силу.


Кусаригама - это несколько видов оружия в одном. Это одновременно режущее
(серп), ударно- дробящее и метательное оружие. Кусаригама-дзюцу - искусство
работы серпом с цепью представляет собой совокупность защитных техник с очень
интересными возможностями. Использование кусаригама позволяет воину рудить врага
острым лезвием, заточенным с двух сторон, наносить колющие удары концом серпа,
резко органичить подвижность врага или лишить его возможности использовать свое
оружие с помощью тяжелой прочной цепи, нанести способный сломать кость
инерционный удар железным грузом на конце цепи, а также наносить удары рукояткой.

 
Для достижения мастерского уровня владения кусаригама нужды тысячи часов
тренировки. В первую очередь необходима отрабока маки - техники обматывания
цепью оружия противника. Для такого навыка нужно очень тонкое чувство атаки
противника, в момент которой, например при поднимании меча и последующем ударе,
к нем надо приблизится. Оценка ма-ай имеет решающее значение, поскольку малейшая
ошибка может оказаться роковой. Но, помимо подобных тонких моментов, мастер,
работающий с кусаригама в бою будет иметь значительное преимущество за счет
разнообразия возможностей применения этого оружия.
Кусаригама используют примерно в ста рю. По историческим данным первенство в
этой области принадлежит Иссин рю, созданной в 15 веке монахом по имени Дзион.


Тэссэн-дзюцу


Классический воин не проходил мимо ни одного предмета, который мог быть
использован в качестве оружия. Поэтому обыкновенный складывающийся веер, на вид
совершенно невинный предмет, послужил как минимум источником вдохновения для
разработки тэссэн - железного веера.


В определенные моменты повседневной жизни воин был достаточно беззащитен, во
всяком случае к внешним факторам. Занятия домашними делами, отдых, посещение
общественных мероприятий, необходимое для общения с начальством и товарищами,
были связано для воина с определенными формальностями, ограничивающими
эффективность его возможный боевых действий. В определенных обстоятельствах от
воина могли потребовать оставить свои меч или оба меча перед тем, как войти к
хозяину. Но будучи вооружен тэссэн, который носили за поясом, воин практически
никогда не оказывался безоружным. В случае опасности воин мог легко защитить
себя тем, что выглядело как обычный предмет личного пользования.
Существовало два типа тэссэн - раскрывающийся подобно обычному вееру и
нераскрывающийся в форме сложенного веера. Оба были прочными и жесткими. Как
правило тэссэн делали в основном из железа. У раскрывающегося тэссэн железные
ребра были покрыты специальной бумагой, украшенной знаком клана или декоративным
рисунком. Нераскладывающийся веер был более прочным и более надежным в качестве
оружия. Иногда вместо железа использовали твердое дерево, чтобы сделать оружие
легче и проще в обращении.


По своей природе использование тэссэн в качестве оружия, независимо от
конструкции, имеет вторичное, защитное значение. В чисто техническом плане
работа с тессэн близка к работе с короткой палкой, на основе которой разработано
применение тессэн. Основополагающее значение для обладателя тэссэн имеет выбор
оптимального способа ношения за пясом - сасиката, тессэн должен располагаться
так, чтобы постоянно быть доступным. Тактика использования тессэн включает в
основном блокирование (уке), отведение (нагаси), прижимание (осаэ), круговые
удары (ути) и колющие удары (цуки). Эффект тэссэн возрастает при использовании
его в сочетании с другим оружием, например в паре с кодати исключительно
эффективной оказывалась тактика дзюдзи-домэ (скрестного блока). Такой блок
позволят на долю секунды задержать оружие противника, чтобы успеть провести
контратаку.


Использование тэссэн формализовано в чуть больше чем ста рю. Как показывают
исторические данные, в качестве первой в этой области должна быть отмечена
Синкагэ рю.


Глава 8. Захваты и техника борьбы.

Cтой крепко
Или проиграешь
Байрон
Ёрои куми-ути


Использование в бою захватов и приемов борьбы на Азиатском континенте имеет
такой же возраст, как человек. Это в полной мере справедливо и для Японских
островов. В Японской мифологии можно найти описание поединков - борьбы между
богами за право быть главным божеством в стране. В 9 веке н.э. примитивные
приемы борьбы попали в поле зрения класса воинов. Позже, в период доминирующего
положения воинов в Японии, навыки захватов и приемы борьбы стали основой
усовершенствованных системы ближнего боя противников в полных боевых доспехах.
Захваты и приемы борьбы преобладали в ближнем бою воинов по той простой причине,
что техника, включающая только удары руками и ногами была заведомо неэффективна
против вооруженного воина в доспехах. Все классические воины обладали в той или
иной степени навыками борьбы. Ёрои куми-ути, или борьба в доспехах, это
практичная система, рассчитанная на случай, когда воин, попав в условия ближнего
боя, по какой-либо причине оказывался без своего основного оружия. Но поединок
ёрои куми-ути вовсе не обязательно был схваткой без оружия. Ни одна из боевых
систем классического будзюцу не требовала, чтобы воин был полностью безоружен,
хотя почти все они включали методы боя при минимальном вооружении. Одним из
наиболее удобных для ёрои куми-ути видов оружия был кодати или более короткий
клинок.


Ёрои куми-ути требует от участников схватки мощной и необычной работы бедрами и
конечностями. В качестве метода тренировки используется ёцу-гуми, борьба в
условиях, когда все четыре руки друх противников участвуют в захватах - без
захвата собственно доспехов. Совершенствование ёцу-гуми было важным для
последующей эффективной борьбы в доспехах - при такой работе воин развивал
равновесие, подъемную силу и подвижность, необходимые как для сохранения
собственной устойчивости, так и для опрокидывания противника на землю. В любой
подходящий момент борьбы стоя один из противников мог достать короткое оружие и
нанести им удар. Специальный нож, ёрои- доси, носили для этой цели в спедиальном
чехле на правом бедре, его обычно доставали левой рукой. Но разумеется,
требовалась очень хорошая пдготовка, чтобы удержать собственное равновесие и не
терять контроль над противником, одновременно доставая нож и нанося им удар по
жизненноважной точке. Кроме того, необычайно сложно было ввести лезвие через
доспехи противника под нужным углом.


Многие традиционные системы классических единоборств уделяли существенное
внимание изучению ёрои куми-ути. Как подтверждают исторические данные, первой
такой системой скорее всего стала Цуцуми-ходзан Рю в 15 веке.
Ходзё-дзюцу


В ёрои куми-ути, как и в других видах борьбы, победитель не всегда хотел убить
побежденного. В определенных случаях более предпочтительным было взять врага
живым. Поэтому с теникой борьбы в ближнем бою оказались тесно соединены приемы
связывания противника, имеющие целью лишить его возможности спастись бегством.
Методы связывания врага были не просто случайным обматыванием его как можно
более длинной веревкой, насколько надежным бы это ни казалось. В условиях четко
разделенного на классы общества профеодальной и феодальной Японии важное
значение уделяли использованию для представителей разных классов разных и четко
определенных систем связывания. Этот обычай лишь в минимальной степени отражал
проявление уважения к общественному положению жертвы. Одежда, инструменты и
оружие, привычки и поведение, возможности и навыки различались для
представителей разных социальных классов, и именно эти факторы играли решающую
роль в определении кого как связывать. Дворянина, воина, фермера, купца,
ремесленника, монаха и нищего связывали по-разному. Анатомические различия между
мужчинами и женщинами тоже привели к разработке воинами разных систем связывания
для мужчин и для женщин.


Ходзё-дзюцу, искусство связывания с помощью веревки, включает совокупность
методов, используемых, чтобы связать и лишить подвижности проигравшего в
поединке. Воин тренировался, развивая тэ но ути - ловкость рук, которая
гарантировала эффективность связывания. Обездвиживание жертвы не было
единственной целью ходзё-дзюцу. Связывание должно было быть выплнено быстро,
часто в условиях сопротивления жертвы. Таким образом, ходзё-дзюцу было важной
вторичной системой будзюцу, которая полностью зависела от имевшихся у воина
навыков поимки и контролирования врага с использованием захватов и приемов
борьбы. Специальная веревка, используемая в ходзё-дзюцу, обычно была у всех
воинов, сосьавляя часть боевого вооружения. Но во многих реальных случаях воин
располагал для связывания врега только сагэо - коротким шнуром, закрепленным на
ножнах одати. Тем не менее при правильной подготовке враг оказывался связан с
удивительной эффективностью.
Лишь немногие классические традиционные школы не уделяли внимания изучению
ходзё-дзюцу. В историческом плане методы связывания были впервые формализованы в
Такеноути Рю.


Глава 9. Дополнительные искусства.

И кто храбрец -
Тому иль слава,
иль конец.
Томас Кэмпбелл
Бадзюцу


Скелетные остатки, найденные в Японии, показывают, что лошадь существавала еще в
доисторические времена. Этот факт отражен и в японской мифологии. Даже до
формирования класса воинов в стране было большое количество бойцов-всадников.
Позже, когда сила классических воинов возросла до решения политических проблем и
приаведа к разделению страны, техника езды на лошади стала неотъемлемой частью
их боевой подготовки. Хозяин хорошей лошади явно демонстрировал свое
аристократическое происхождение, и такой элемент престижа был важным фактором
для тех воинов, кто хотел быть лидером и командовать другими.
В период Камакура повседневные занятия классического воина отражали его боевую
профессию. Он был постоянно занят боевой подготовкой, существенную часть которой
занимало бадзюцу, или искусство езды на лошади. Сидя на лошади, буси мог
использовать свое оружие с большей эффективностью - это особенно касалось лука и
стрел, меча, копья и нагамаги или нагината. Необходимость пересекать реки и
другие водные преграды привела к развитию отдельного направления подготовки
всадника - суи-бадзюцу или искусство езды на лошади в воде. Хотя каждый буси
прекрасно понимал, что его жизнь в поединке гораздо больше зависит от меча, чем
от лошади, тем не менее он обязательно уделял вниманеие кихон, или базовой
технике езды на лошади. Тренировка начиналась с отработки нориката - правильной
посадки. Садясь в седло, буси знали что им понадобится львиная сила для
сохранения обеспечивающей быстрою езду посадки в течение долгих часов.
Использование седла, обеспечивающего надежную опору и позволяющего держаться на
лошади без узды, с оружием в руках, было для его профессии абсолютно необходимо.
Как показывают исторические данные в 15 веке бадзюцу было впервые
систематизировани в Оцубо Рю. На этой основе возникло более 50 традиционных
школ.


Ядомэ-дзюцу


Бойцы, которые могли попасть под сметрельный дождь стрел, обычно полагались на
защиту, за которой можно было спрятаться. Японские воины разработали для этой
цели большие переносные щиты. Их использование было, однако, ограничено защитой
при штурме осажденной крепости, защитой группы воинов, а также защитой при
передвижениях или перегруппировке сил и других тактических маневрах. В битве
японский воин не пользовался щитом - щит считали предназначенным для трусов,
кроме того использование ручного щита не совмещалось с техниками работы воина
его основным традиционным оружием.


Хотя у воина не было специальной защиты от летящих стрел, для этой цели служили
предметы его снаряжения. В первую очередь это шлем воина - кабуто. Держа шлем в
левой руке впереди себя, воин мог защищаться от летящих в него стрел. Но гораздо
более распространенным было использование для этой цели меча. Используя один или
два меча, воин спокойно встречал врага, отбивая или отклоняя стрелы.
Ядомэ-дзюцу - искусство остановки стрел стало важной частью боевой подготовки
классического воина. Занятия ядомэ-дзюцу развивали острое зрение, сверхбыстрые
рефлексы и твердую уверенность в своих силах. Критическое значение имело
положение готовности - камаэ, при неправильном положении и плохой стойке
отражать летящие стрелы было невозможно. Столь же важным было тонкое чувство
дистанции - ма-ай. Выражение зансин в ядомэ-дзюцу достигаго максимума, поскольку
малейшая потеря концентрации могла быть смертельной. Стрелы, не представляющие
непосредственной угрозы, как бы близко они не летели, полагалось пропускать мимо
- воин обращал внимание только на стрелы, летящие непосредственно в него.
Одной из первых традиционных школ, формализовавших ядомэ-дзюцу, была основанная
в 17 веке Манива Нэн Рю.


Сьюэй-дзюцу


Древние люди, преодолевая природный страх перед водой, учились плавать и
использовать плавающие средства. Уверенные действия в воде были неотъемлемой
частью древней жизни в Японии - стране, окруженной морями и имеющей
многочисленные иразнообразные внутренние водоемы - реки, ручьи, озера и пруды.
Плавание упоминается в японской мифологии. Древние японские бойцы понимали, что
умение павать дает им преимущество. На основе этого с формированием класса
воинов боевое плавание как искусство получило усиленное развитие.
Топографические различия, выражающиеся в различной глубине и силе течения в
водоемах обусловили появление нескольких стилей боевого плавания. Различия в
глубине определили появление как плавания по поверхности, так и плавания под
водой, при разной силе течения также использовали разную технику.
Боевое плавание выполняло различные функции. Воин мог тихо подплыть к врагу и
долго держаться на воду. Умея хорошо плавать, воин мог пересечь бурную реку и
двигаться против течения, мог плыть в доспехах и полном вооружении, нести
знамена или флаги, оружие и различные тяжелые предметы, а также стрелять из лука
или огнестрельного оружия, находясь почть полностью под водой. Воины также
разработали метды захватов и борьбы под водой - отрабатывали даже технику
захвата врага при падении в воду с лодки. Другие стили боевого плавания
позволяли воину освобождаться от опутывающих ноги водных растений, выбираться из
водоворотов и порогов, и даже запрыгивать из воды в лодку.
Сьюэй-дзюцу - искусство плавания включает базовую технику, в первую очередь
фуми-аси - перемещение в воде как основу боевых действий при схватках в воде.
Специальные навыки, как например, инатоби - "прыжок кефали", позволявший
выпрыгивать из воды. Аси-гарами - техника захватов и борьбы в воде была основана
на захвате ног противника, позволявшем его утопить или заставить сдаться, а
секретная техника сюсоку-гарами позволяла плавать со связанными руками и ногами.
Мало кто из классических воинов не уделял внимания занятиям боевым плаванием. По
историческим данным, основанная в 16 веке Синдэн рю на настоящий момент может
считаться первой традиционной школой, формализовавшей боевое плавание.
Заключение.


Классическое будзюцу в наши дни


Даже при том, что классическое будзюцу было создано ограниченным слоем
феодального общества Японии и для ограниченного круга, будет ошибочным считать,
что его направления разработаны и предназначены исключительно для Японцев.
Сейчас в 20 веке, многие рю классического будзюцу продожают работать. В своем
современном образе эти рю выступают хранилищами культурных ценностей, таких как
верования, традиции и системы практических занятий. Эти ценности могут оказать
облагораживающее влияние на современного человека, способствовать улучшению его
взаимоотношений с окружающими. Одна из основных причин, способствующая
сохранению классическими рю их исключительной выживаемости на протяжении долгой
истории сотоит в том, что очень важное значение всегда придается концепции
накаима, которую понимают как "единство прошлого и настояшего" или
"бесконечность настоящего". Поэтому, несмотря на изменчивое и можное влияние
потока времени, разрушающего все, классические боевые дисциплины практически не
меняются, ни с точки зрения изучаемых форм, ни по своей изначальной природе. Тем
не менее, есть ряд важных моментов, которые должны понять те, кого привлекают
классические боевые искусства и кто хочет ими заниматься.
Классическое будзюцу недоступно для широких масс - как японцев, так и
иностранцев, по той простой причине, что ведущие мастера рю, выбирая учеников из
большого числа желающих, руководствуются критериями качества, а не количества.
Члены классической рю обладают врожденным чувством долга, а также сильным
чувством внутренней связи, близкой к отношениям в семье. Кроме того, система их
восприятия такова, что служба прошлому понимается как признательность настоящему
и как ответственность за будущее.


Все те, кто изучает классическое будзюцу в современных условиях, твердо
убеждены, что личная польза, получаемая ими от выбранного занятия
непосредственно относится к современной жизни, и не требуется вносить изменений
в то, чем они занимаются. Соответственно, они должны быть убежденными
консерваторами, способными решительно отказаться от изменений, навязываемых
силой или предлагаемых модой. Это достигается изоляцией рю от влияния идей, не
соответствующих ценностям и нормам классического воина. Современный ученик
решительно убежден, что в любом возрасте можно использовать специальные навыки
для повышения самодисциплины, для развития самоуважения за счет следования
кодексу чести, для простой жизни, позволяющей поддерживать умственное и
физическое здоровье и развивать сотрудничество с другими членами общества.
Кандидат, собирающийся присоединиться к рю классического будзюцу, должен
понимать, что доступ к рю означает установление контакта с одним из важнейших
проявлений национального этоса Японии. Если кандидат не воспринимает и не
поддерживает всем сердцем интересы рю, если он не имеет и не проявляет глубокого
уважения к японским верованиям и обычаям - ни одна из классических рю ни при
каких обстоятельствах его не примет.


Кандидат должен быть представлен и рекомендован ведущему мастеру рю, к которой
хочет присоединиться. Эти формальности нельзя обойти. Здесь должен помочь
кто-то, кого хорошо знает и кому доверяет мастер. Даже после указанных
формальных действий скорее всего кандидату будет предложен испытательный срок, в
период которого будет проверяться его решимость и возможности с точки зрения
занятий боевым искусством. Только после этого возможен прием в число учеников.
Здесь необходимо сказать о требованиях, предъявляемых к кандидату. Современные
мастера рю классического будзюцу обычно происходят из наиболее известных
японских воинских семей - буке. Соответственно, получают предпочтение кандидаты,
имеющие такое же происхождение. Кандидаты - военные или защитники закона по
профессии также имеют преимущество, поскольку хорошо знакомы с дисциплиной.
Наконец, подходящим кандидатом считается тот, кто независимо от своего
происхождения и профессии соответствует образу жизни классического воина. При
этом от всех кандидатов требуется внутренняя собранность и отношение к жизни,
показывающее сильный характер.


Считаются обязательными такие личные качества как храбрость, честь и верность, а
также эмоциональная устойчивость, уважение к вышестоящим, чувство национальной
гордости и добровольное подчинение строгой дисциплине. (За время, прошедшее
после издания первого издания этой книги в США (1973 г.) многое изменилось. Мода
на классические боевые искусства сделала их значительно более доступными, в
частности для неяпонцев. Та же мода вызвала появление новых ветвей и направлений
старых школ и изменения исходной техники.)


Принятый в члены классической рю новый ученик - ньюмонся прежде, чем приступить
к занятиям должен дать скрепленную кровью клятву (кеппан). Основной метод
тренировок на начальном уровне - жесткая физическая подготовка. На основе
непосредственного личного знакомства с разными видами оружия и методами их
использования ученик быстро осознает, что классическое будзюцу нельзя понять
путем разговоров о нем или наблюдений за ним - полное понимание возможно только
при непосредственном личном знакомстве - в действии. Понимание смысла действий
основано не на мыслях и не на словах, ни при каком интеллектуальном общении, а
скорее происходит за счет "приобщения", когда ученик сам достигает понимания в
процессе занятий. Несмотря на преимущественно физический аспект тренировок, от
ученика ждут изменений в умственной сфере, которые позволят ему настроится на
сотрудничество и улучшат его интуицию. Глубина и полнота знаний, получаемых
учеником, поддаются измерению и будут ему видны как проявления, помимо навыков
работы с оружием, чувства внутренного мира и безопасности, которое приходит
после достаточно долгих тренировок.


Резльтаты занятий классическим боевым искусством неоценимы для любого человека.
Независимо от степени личного удовлетворения и технического мастерства,
достигнутого в таких современных дисциплинах, как кендо, дзюдо, каратэдо или
айкидо, всем кто занимается этими стилями стоит подумать об изучении настоящего
классического боевого искусства. С другой стороны, те у кого совсем нет опыта в
область современных дисциплин, не должны считать это препятствием для своих
занятий классическими боевыми искусствами.


Самое важное для тех, кто начинает изучать классическое будзюцу - учиться только
у квалифицированных инструкторов, имеющих официальное право преподавания. В
Японии это просто (сейчас, к сожалению, намного сложнее, чем было раньше), но на
Западе ситуация сложная. За пределами Японии не так много квалифицированных
инструкторов классического будзюцу. К сожалению, при этом многие, как японцы,
так и нет, называют себя инструкторами классических дисциплин. Запасясь
подложными документами, они пользуются неспособностью широкой пубкики оценить
компетентность и права преподавателя. Кроме того, тот, кто интересуется
классическими боевыми искусствами, легко может спутать их с аналогами -
классическими боевыми путями - будо. Эту обширную тему мы оставим для обсуждения
в книге "Классическое будо".





осмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня] Рейт Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

 
Измаильский клуб
шотокан карате-до